Страховые случаи по ОСАГО при ДТП и без него

Российские автомобилисты с 2002 года приобрели новую обязанность: страховать свои транспортные средства. Новый закон ввели в целях упорядочивания механизма выплат страховых компаний (СК) пострадавшим в авариях владельцам автомобилей. Недобросовестные страхователи иногда не спешат следовать ФЗ и выплачивать компенсации, ссылаясь на множество недоработок и лазеек в законодательстве.


Не попасться на уловки автостраховщиков довольно сложно, водителям следует знать, что точкой отсчета для всех выплат служит страховой случай по ОСАГО. Небольшая статья расскажет о том, как нужно действовать, когда произошло дорожно-транспортное происшествие, или когда его не было.


Для выстраивания правильной линии поведения со своим страховщиком и с представителями полиции, нужно знать главные правила возмещения по полису ОСАГО, порядок подачи документов, права, а также обязанности клиента компании, страхующей транспорт.


Составление требований согласно букве закона способствует обязательным выплатам, которые СК должна выделить автовладельцу на ремонт его транспорта в 20-дневный период со дня подачи заявления.


Что такое страховые случаи


Страховой случай автомобиля по полису ОСАГО – это событие, при котором наступает гражданская ответственность виновного в ДТП водителя. По Гражданскому Кодексу РФ он обязан выплатить компенсацию пострадавшей стороне, но сам он это сделать чаще всего не может. Полис, купленный им на определенный срок, решает эту задачу. То есть компенсацию за него выплачивает страхователь, а владелец ТС обязан правильно оформить документы и вовремя обратиться с заявлением в СК. Страховой случай по договору ОСАГО возможен в двух вариантах.


Первый вариант – в результате дорожной аварии. К дорожным происшествиям относят исключительно те ситуации, когда автомашина находится в движении и сталкивается с другим авто. К примеру, наступление страхового случая по правилам ОСАГО законно, если машина совершила на дороге наезд на пешехода. Но, если человек выпал из окна на припаркованный у подъезда дома автомобиль, это обстоятельство не относится к действию страховки, так как транспорт был без движения.


Второй вид страхового случая возможен при отсутствии ДТП, компенсация по договору ОСАГО также положена, но путь ее получения гораздо длиннее, чем в первой ситуации. Страховщики относят сложившиеся обстоятельства к сложно доказуемым, ссылаются на то, что отсутствует четкая юридическая основа для расчета ущерба. К этим происшествиям относят поджог автомобиля, стихийное бедствие, например, ураган или наводнение, ущерб, нанесенный третьими лицами, угон автомашины.


В этих условиях ОСАГО тоже действует, страховой случай наступает только после расследования инцидента ГИБДД, выплаты гарантируются после получения подтверждений из госавтоинспекции сведений о правомерности начисления сумм в качестве страховки.


Нестраховые ситуации


Оформление страхового случая допустимо не во всех ситуациях, и таких достаточно много. Страховка гарантируется, если в происшествии участвовали двое водителей. Если автомашина въехала в препятствие, то денежные возмещения не полагаются, компенсация начисляется только при аварии с участием не менее двух автомашин.


Рассмотрение ситуации страховой начинается только при наступлении гражданской ответственности у одного из участника инцидента. Один из них является виновником ДТП, а другой потерпевшим, последний имеет право получить деньги от СК в полном объеме. Они положены в качестве материального ущерба и ущерба здоровью. Вред имуществу оценивается в сумму 400 тыс. рублей, а вред здоровью – в сумму до 500 тыс. Если денег не хватает, то следует обращаться с иском в суд.


Правовое урегулирование по ОСАГО часто необходимо, когда автомобиль был поврежден, но оставался в этот момент без движения. Владелец ТС должен доказать, что его автомашина была повреждена другой машиной, тогда для получения компенсации есть основания. Если авто каким-либо инструментом или предметом повредил человек, компенсацию получить не удастся.


Многих автовладельцев интересует вопрос, получат ли они деньги за повреждения припаркованного во дворе или на парковке автомобиля? Получат, если столкнулись два автомобиля, что относится к стандартному ДТП. Если машина была поцарапана при открывании двери соседней машины, то СК не будет рассматривать эту ситуацию. Это не страховой случай ОСАГО, доплат по нему страховой полис не гарантирует.


Порядок оформления


Четкое следование порядку оформления документов по ОСАГО после наступления страхового случая в оговоренные законом сроки, способствует своевременному получению компенсационных доплат или сертификатов в ремонтные мастерские. Для виновника аварии алгоритм действий один, а для потерпевшего – немного другой.


Водитель, признанный виновным в инциденте, вызывает наряд госавтоинспекции или составляет Европротокол, если пострадавшая сторона не против. Затем гражданин передает реквизиты своей СК потерпевшему и оповещает своего страховщика о случившемся.


Пострадавший должен действовать похожим образом. Вместе с виновником дождаться офицеров полиции или составить по обоюдному согласию Европротокол. Затем оповестить свою СК о произошедшем на дороге инциденте.


Права и обязанности сторон


Участникам дорожного движения следует знать, что страхование ОСАГО распространяется на всех застрахованных водителей, которые вправе требовать у своей СК компенсации за причиненный ущерб.


Автовладельцы обязаны оставаться на месте происшествия до прибытия полиции, внимательно читать все бумаги и сообщать представителям ГИБДД только точные сведения. Попавшие в аварии водители обязаны оповещать автостраховщиков о произошедшем, тогда они безотлагательно примут меры по заявлению клиентов.


Заключение


Автовладельцы доверяют проверенным партнерам, работающим в сфере оформления полисов в течение длительного периода. Это Альфастрахование или Ингосстрах, другие организации. Для них страховой случай по ОСАГО четко определен, и компании в срочном порядке предпринимают меры для перевода компенсаций своим клиентам. Чаще всего на место приезжает сотрудник этих организаций, он четко определяет виновных и фиксирует повреждения ТС.


Другие фирмы постепенно выходят на уровень предоставления стопроцентных гарантий своим клиентам, этого требует конкурентоспособная среда автострахования.


В свою очередь, владельцы ТС, кроме соблюдения правил ПДД, должны быть знакомы с правилами составления документов при аварии. Тогда удастся, следуя закону, выйти из этого положения без финансовых и иных потерь. Автолюбителям помогают разобраться в хитросплетениях законодательства сторонние организации, например, российский союз страховщиков, РСА, а также другие государственные и частные объединения.


К тому же, развитие цифровых технологий выводит на первый план цифровые полисы, которые можно оформить, не выходя из дома. Для этого требуется только компьютер, подключенный к интернету.


Полис постепенно становится инструментом, которому доверяют владельцы ТС, его функции расширяются, а механизм действия модернизируется.